Лаборатория педагогического опыта

«Здоровьесберегающие  технологии в работе логопеда»
Работа логопеда предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.
В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению.
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:
Артикуляционная гимнастика.
Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); 
- улучшить подвижность артикуляционных органов; - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; 
уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Дыхательная гимнастика.
Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.
Работая в детском саду с бассейном и тесном контакте с инструктором по плаванию некоторые игры:
·        на развитие дыхания;
·        элементы обучения грамоте;
·        на развитие фонематических процессов мы переносим в бассейн.
Зрительная гимнастика.
Зрительная гимнастика используется:- для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз
- для укрепления мышц глаз
- для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
Гимнастика бывает: 
1) игровая коррекционная физминутка; 
2) с предметами; 3) по зрительным тренажёрам; 
4) комплексы по словесным инструкциям.
При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.
Развитие мелкой моторики.
Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует утреннему и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
Су – джок терапия
Су – джок терапия - это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа.
Самомассаж.
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:
* Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
* Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения
* Можно использовать без специального медицинского образования.
Релаксация.
Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.
Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. На логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
Инновационным направлением здоровьесбережения является арт-терапия.
Арт-терапия – лечение искусством
Одним из методов арт-терапии является коллаж.
Коллаж (от фр. collage – приклеивание, наклейка) – техника, заключающаяся в наклеивании на какую-либо основу материалов отличных от нее по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, камень, фольга, металл и др.). 
Коллаж - обозначает "Всякая всячина" (франц.)
Достоинство его в том, что он не вызывает напряжения, связанного с отсутствием художественных навыков.
В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму. Главное в коллаже - возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и свое понимание темы. Как правило, в процессе выполнения коллажа возникает постепенное включение в эту деятельность. И даже те участники, которые взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие
Способ коллажирования интересен старшим дошкольникам.
В отличие от аппликации коллаж допускает приклеивание объемных элементов в композиции, причем как целых объектов, так и их фрагментов.
С применением «бросового» материала можно создать портрет, пейзаж, натюрморт или абстрактную композицию.
Эта техника будто создана для того, чтобы будить воображение.
Существует несколько видов коллажа:
·                     Тематический коллаж (сатирический, обучающий, политический, рекламный, поздравительный)
·                     Коллаж с использованием природного материала
·                     Коллаж в тарелке
·                     Предметный коллаж
·                     Коллаж с использованием опилок
Коллаж решает следующие задачи:
. Развивает художественное воображение и эстетический вкус;
  Развивает конструкторское мышление – из частей собрать целое;
  Развивает моторику и тактильные ощущения, особенно если помимо бумаги используются другие материалы – ткань, крупа, сухие цветы, соломка;
 Помогает выучить цвета и формы;
закрепление различных методов запоминания;
- развитие фотографической памяти;
- расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать;
- развитие кругозора (так как вмещает различную информацию).
 Знакомит с понятием «технология» чтобы получить результат необходимо выполнять последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу.
 Приемы работы:
 Вырезание по шаблону и трафарету.
 Вспомогательные материалы и их использование: Мятая ткань, целлофан (снег, горы, водная поверхность.
 Кружево, пряжа (иней, снег, осенние листья) .
 Гофрированный картон (заборы, дома) .
 Сетка капроновая (иней, забор, снег, сугроб, окно) .
 Фольга, пробки от бутылок (скалистые горы, космический пейзаж) .
 Обрывки журналов, газет (городская улица).
 Оборудование:
 Для изготовления коллажа из глянцевых журналов понадобится: картон, клей, глянцевые журналы, кисть, бросовый материал.
 Из журнала выбрать яркие цветные страницы рисунки, например, цветов, или другие изображения, можно с текстом.
 Вырезать из листа журнала формы капли. Из готовых форм составить сюжет: натюрморт, пейзаж. Сюжетный коллаж могут входить готовые изображения, вырезанные из журнала.
 С применением «бросового» материала можно создать портрет, пейзаж, натюрморт или абстрактную композицию.
Работу над коллажем обычно начинают с рисования эскизного наброска на листе бумаги. Затем, подобрав нужный материал, можно приступать к воплощению задуманной идеи.
При подборе материала следует иметь в виду, что фактуры материалов бывают родственные и контрастирующими.
Будьте Внимательны! Если вы решили в своей работе использовать материал с контрастирующими фактурами, например, драп – фольга, мешковина – пенопласт, глина – пластмасса и т.д., ваша работа будет выглядеть ярко, броско, экстравагантно. Но здесь нужно быть очень внимательным, чтобы все используемые элементы так или иначе сочетались в композиции и не «выпадали» или не «заглушали» целое.
Основа для коллажа
Основа, на которой создается коллаж, может быть из любого материала: лоскута ткани, закрепленного на деревянной планке, куска керамической плитки или картона, стекла или пенопласта, картонной коробки, старой сумочки, бумажной тарелки, старого сапога, метелки, виниловой пластинки и т.д.
Для детей – это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать.
Заниматься коллажем можно уже с детьми пятого года жизни, они способны выполнять творческие задания, осваивать новые графические материалы.
В детском саду обычно накапливается большое количество работ детей, а также проб художественных материалов, технических приемов, незавершенных рисунков. Как использовать этот материал?
Из отдельных образов (цветы, деревья, дома) можно создать коллективные работы: «Рыбы в аквариуме», «Осеннее дерево», «Лес осенью», «Сказочный город», разные сказки.
Технические пробы художественных материалов, декоративных приемов (рисование тычком, примакивание, дуги, различные линии) можно использовать для работы с трафаретами и шаблонами: «Ваза с листьями», «Сервиз в теплых или холодных тонах», «Лиса в сарафане», Красивое платье для девочки», «Осень», «Коврик для котенка».
Незавершенные рисунки дополнить вырезками из старых газет, журналов и книг.
Я уверена, что увлечение коллажем принесет радость не только дошкольникам, но их родителям, которые охотно поддержат интерес детей, станут их помощниками.
Надеюсь, что полученное от процесса творчества удовольствие, умение видеть красоту наши воспитанники пронесут через всю свою жизнь.

         Подготовлено учителем-логопедом детского сада №109 Лапшиной А.А.


Комментариев нет:

Отправить комментарий